Слово «витраж» появилось во французском языке. «Vitrage» в переводе означает «остекление». Витраж стал видом искусства, понятным не только представителям элит, но и рядовому человеку. Для создания эстетического эффекта всего лишь нужен свет и цветное стекло. Пройдя сквозь века, цветные витражи не затерялись в веренице готических храмов и стали применяться широко и повсеместно.
Искусствоведы не знают точную дату появления искусства оформления пространства с помощью стекла и света. Истоки цветных витражей можно найти в древнеримской культуре и даже в Китае. Первое зафиксированное в хрониках использование цветного витража относится к X веку. Именно тогда зародилась традиция оформлять внутреннее убранство христианских храмов с помощью кусочков стекла.
Расцвет искусства витража приходится на XII век. В Западной Европе было создано множество готических храмов, привлекавших посетителей не только устремленными ввысь шпилями, но и мозаиками из цветного стекла.
В эпоху Ренессанса цветной витраж покидает крыши храмов и устремляется в частное пространство. На этот же период приходится изменение привычной стилистики цветного витража. В монументальных изображениях стали использоваться неяркие стекла, придававшие общему виду витража легкость, невесомость. В эпоху Возрождения цветные витражи напоминали произведения великих итальянских мастеров живописи.
Именно с Ренессанса тематика витража вышла за пределы традиционных библейских сюжетов. Художники изображали важные исторические события, знаки и символы светской культуры. Цветной витраж вышел за пределы вида искусства и стал творческим методом для представителей различных художественных направлений конца XIX – начала XX века. Особенно полюбились композиции из цветного стекла немецким экспрессионистам.
В наше время цветные витражи активно используют в украшении интерьеров домов. Существует множество техник изготовления витражей. Цветной витраж создает уникальную атмосферу пространства, погружая человека в особый настрой.